 |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Знакомство с историей и философией рождественских праздников;
2. Знакомство с обычаями и традициями рождества;
3. Знакомство с основными символами рождественских праздников;
4. Воспитание любви к Родине, бережного отношения к обычаям и традициям
своего народа.
ПОСОБИЯ К УРОКУ:
1. Схема цикличности жизни
2. Кутья
3. Солома
4. Скатерть
5. Свеча
6. Маски: медведь, черт, козёл, смерть
7. Выпечные фигурки животных
8. Слова колядок
9. Образцы украшений из соломы
10. Труд: - технологическая карта изготовления звезды;
- солома;
- красные нитки;
- ножницы;
11. Варианты использования звездочки
Рисунок ели (для выставки)
12. Кроссворд
13. Образцы оформления концов звезды
ПЛАН УРОКА:
1. Философское понимание жизни.
История рождества.
2. Традиции и обычаи рождественских гуляний:
- рождественский стол;
- святочное веселье.
3. Разучивание колядок. Инсценирование.
4. Украшение избы на Рождество. Анализ изделий.
5. Анализ и изготовление рождественской звезды.
6. Выставка работ.
7. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
Сегодня у нас необычный урок. Вы не только узнаете что-то новое, но разучите
небольшие песни, а в конце урока сделаете маленький подарок для себя.
Назовите все времена года начиная с весны. Прекращается ли когда-нибудь
смена времен года? (нет). А что происходит весной? (Природа просыпается,
заново оживает)
Можно ли сравнить смену времен года с жизнью человека? (Да. Человек рождается,
живет, умирает, но остаются его дети, которые и продолжают жизнь на земле).
Издавна люди сравнивали смену времен года с жизнью людей.
РОЖДЕНИЕ - ВЕСНА
ЗРЕЛОСТЬ - ЛЕТО
СТАРОСТЬ - ОСЕНЬ
СМЕРТЬ - ЗИМА
Жизнь человека в деревне была связана с земледелием. Почему? (Крестьянин
работал на земле, жил, кормился сам и кормил свою семью). Осенью с полей
собирали последний урожай , заканчивали все работы на земле. И с этого
времени до весны отдыхали и земля и крестьянин. Наступала зима.
Говорили: "Зима - за морозы, мужик - за праздники".
Сегодня мы поговорим с вами о Рождестве. История этого праздника уходит
в далекое прошлое. Приходится этот праздник на 24 - 25 декабря. Это время,
когда за окном самый короткий день и самая длинная ночь. Сила тьмы в этот
день наиболее велика.Считалось, что в эти дни выходит на улицу вся нечистая
сила, являются души предков из потустороннего (загробного) мира. Это очень
важный период в жизни крестьян. В ночь с 24 на 25 декабря - рождественский
сочельник, который подводит черту под прожитый год, открывает двухнедельные
новогодние празднества - святки .
Самая серьезная часть рождественских праздников - застолье.
Праздничный рождественский стол застилается - символ богатства, плодородия,
хорошего урожая. Поверх соломы стелилась праздничная скатерть. Главным
блюдом рождественского стола была кутья. Ее готовили из круп: пшена, ячменя,
овса. Кутью, оставшуюся на блюде, не выкидывали. Ее раскладывали на окна,
сыпали на стол, раскладывали в углы. Таким образом хозяева угощали дедов,
предков. Оставляли пищу
На всю ночь, а утром смотрели: не перевернуты ли на столе, исчезла ли
оставленная еда. Если на столе что-то изменилось, значит предки действительно
приходили в дом.
Обязательными на Рождество были фигурки из теста, изображающие маленьких
коров, быков, овец и других животных. Эти фигурки ставили на окна и столы,
посылали в подарок родным. Хранили их до Крещения, а в Крещение размачивали
их в воде и давали скоту. Это делали для того, чтобы в новом году домашние
животные не болели, принесли хорошее потомство.
После серьезной части за столом начиналось святочное веселье.
"Пришли колядки - блины да ладки (оладьи)", то есть наступала
пора взаимных угощений, веселья и радости.
Веселились все, но в основном это был праздник молодежи, с играми, песнями,
обходами домов. Молодежь рядилась в костюмы. Обходили дома и пели колядки.
Колядки - это шуточные песни, которые говорили о приходе Рождества, в
которых желали хозяевам здоровья и богатства на весь следующий год. Ряженные
- это не просто люди в маскарадных костюмах. Они символизировали силу
тьмы, нечистую силу из мира мертвых.
Колядка, колядка!
А бывает колядка
На кануне Рождества.
Колядка пришла
Рождество принесла.
Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение. Угощать
колядовщиков считалось обязательным. Доброму хозяину и пожелания были
добрые.
Кто подаст пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа б вам не знать!
Если же ничего не подавали, могли пропеть и такое:
Кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!
- Скажите, что желали, чем угрожали хозяевам? (Подпереть окна и двери,
увести корову, увести деда, расколоть чугуны).
Угрозы в адрес скупых хозяев могли быть и страшнее:
На Новый год
Осиновый гроб,
Да могилу,
Ободрану кобылу!
Но до таких угроз, как правило, не доходило.
Попробуем с вами сейчас спеть две колядки. (Разучивание колядок)
Главными масками среди ряженых были: медведь, козел, черт и смерть.(Раздать
маски).
Давайте представим, что мы попали в такую избу, где хозяин и хозяйка уже
готовы к встрече колядовщиков и ждут их.
Выбираем бабку и деда (хозяйку и хозяина), ряженых колядощиков. Разыгрываем
сцену прихода ряженых в дом (текст колядок на доске).
Ряженые только с песней входят в дом. Хозяйка встречает их со
словами: "Добрых гостей с добром встречаем!". Подает угощения.
Колядовщики поют хлебные песни. Уходят из дома со словами:"Мира
и богатства вам в Новом году!".
На не только готовят особенные угощения , но и делают необычные украшения
для дома. Традиционным украшением рождественского праздника была солома.
Ее не только стелили ра стол, но и украшали ею свой дом.
Солома - символ богатства, плодородия, богатого урожая.
Рассматриваем образцы поделок. Анализируем их.
Какую форму имеют почти все эти украшения ? (круглую) Какого они цвета?
(желтые, золотистые) Подумайте, на что могут быть похожи эти изделия,
что они могли символизировать, что было очень важно для хорошего урожая?
(солнце) Именно поэтому было принято делать такие украшения.
Мы с вами сегодня на уроке сделаем из соломы рождественскую звезду (анализируем
изделие).
Из чего она сделана? (из соломы) Сколько лучиков у этой звезды? (8) А
кто догадался сколько соломинок нужно для изготовления этой звездочки?
(4) Как соединяются соломинки? (по центру переплетаются красной нитью).
Изготовление звездочки:
1. Нарежьте 4 соломинки одинаковой длины (размечаем, прикладываем).
2. С помощью ножниц разглаживаем соломинки.
3. Закрепляем их нитью (по схеме).
Образцы применения звездочки.
1. Самостоятельное украшение.
2. Гирлянда.
3. Подвеска.
4. Украшение открытки.
Выставка поделок.
Украшение ели на листе ватмана (прикрепляю скотчем звездочки).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
В заключение урока я предлагаю вам вспомнить то, о чем мы с вами говорили.
Давайте разгадаем кроссворд
По горизонтали
1. Как называется праздник, о котором мы сегодня говорили?
4. Как называются шуточные песни?
5. В 4какое время ода праздновали Рождество?
По вертикали
2. Что стелили на стол под скатерть?
3. С каким периодом в жизни человека сравнивают зиму?
4. Какое главное блюдо было на рождественском столе?
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Урок был проведен в третьем гимназическом классе.
Цель урока - знакомство учащихся с Рождеством не только как с праздником,
но и как с частью культуры русского крестьянина; знакомство с философским
пониманием жизни.
Тема урока объявлена учащимся в самом начале урока, а после короткой беседы,
которая подводит учащихся к более точному пониманию некоторых понятий,
символов, которые будут далее использоваться на уроке.
Первая часть урока была основана на философических размышлениях. Учащиеся
знакомятся с частью народного календаря русского крестьянина прошлого
века, который включал в себя знание природы, осмысление закономерностей
человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды. Школьники наблюдают
связь между цикличностью жизни человека и изменений в природе.
Вторая часть урока знакомит с традициями и обычаями данного праздника.
По ходу рассказа перед учащимися появляется рождественский стол, который
накрыт согласно традициям. О кутье дети могут не только услышать, но и
попробовать ее после уроков. После рассказа о торжественном застолье школьники
знакомятся со святочными гуляньями. Дети не только разучивают колядки,
но и инсценируют встречу хозяевами колядовщиков, знакомятся с главными
масками святочного веселья.
После инсценирования подходим к традициям украшения избы на рождество.
Учащимся представлены образцы украшений из соломы. Анализируем эти поделки.
Дети приходят к выводу, что все эти украшения символизировали солнце,
которое необходимо для хорошего, богатого урожая.
Затем мы анализируем одно из украшений - рождественскую звездочку. Дети
делают ее из соломы. По окончанию работы делаем выставку поделок - украшаем
елку.
Для подведения итогов урока учащимся предлагается решить кроссворд.
Урок получился интересным, насыщенным информацией. Проводился он в канун
рождества, поэтому можно говорить о его целесообразности.
На уроке использую различные приемы и методы работы: беседа с демонстрацией
материала, инсценирование, пение (колядки), работа с соломой (трудовая
деятельность), кроссворд. На уроке использовался краеведческий исторический
материал, фольклорные песни, пословицы.
Учащиеся охотно и с интересом работали на уроке. Несмотря на то, что урок
был большим и объемным, дети не устали благодаря смене деятельности.
В результате учащиеся показали свои знания, которые они получили в ходе
урока. При проведении итогов урока, они без затруднений отвечали на вопросы.
|
|
СКАЗКА О МАЛЕНЬКОМ ЛЯГУШОНКЕ
На окраине леса в небольшом водоеме жил маленький зеленый лягушонок.
С самого детства любил он слушать сказки , которые рассказывала ему бабушка,
петь песни , которые пела его мама. Бабушка научила его рукоделию, рассказала
о праздниках и традициях своего родного водоема. Все это очень полюбилось
лягушонку. Малыш вязал и вышивал одежду для своих кукол, пел для них песни.
Прошло время. Вырос лягушонок и превратился в большую красивую лягушку.
Много нового и интересного узнала она за это время. По соседству с ее
домом жили маленькие лягушата, шаловливые и неугомонные. Решила лягушка
научить их всему, что знает и умеет сама. Смышлённые озорники оказались.
Научились они не только петь песни, которые пели в их водоеме старые лягушки,
не только мастерить чудные вещи. Научились они любить свой маленький водоем,
беречь его культуру и традиции.
Однажды лягушка , покинув свой водоем, прогуливалась по лесу. Прыгая мимо
соседнего водоема, захотелось ей посмотреть на его обитателей. Заглянула
в гости к соседям, оглянулась и ахнула: такой необыкновенной красоты,
такого удивительного кваканья она еще не слышала. Изумительные узоры украшали
их одежды, сказочные звери и птицы красовались на посуде, сюжеты каллевальского
эпоса украшали фасады домов. Веселые и грустные песни квакали эти лягушки
о своем водоеме, но во всех песнях выражали они любовь к своей маленькой
родине. Стала лягушка учить это красивое кваканье, знакомиться с соседним
водоемом.
Вернувшись к себе домой, захотелось ей рассказать маленьким лягушатам
соседям о замечательном водоеме, в котором она побывала. Интересно стало
малышам. С удовольствием стали учить они песни соседнего водоема, знакомиться
с чудесами , которые творят своими руками жители соседней страны.
А спустя время у нашей лягушки появился свой маленький лягушонок - дочка.
И теперь учит она всему, что знает сама, своего маленького глупого лягушонка.
|